Отзывы
Борис ПАСТЕРНАК
Дорогой Женя, Евгений Александрович. Вы сегодня читали у нас и трогали меня и многих собравшихся до слез доказательствами своего таланта. Я уверен в Вашем светлом будущем. Желаю Вам в дальнейшем таких же удач, чтобы задуманное воплощалось у Вас в окончательных исчерпывающих формах и освобождало место для последующих замыслов. Растите и развивайтесь.
3 мая 1959
Дмитрий ШОСТАКОВИЧ
Дорогой Евгений Александрович! Сегодня получил Ваши стихи. Спасибо. Все стихи прекрасны. Но выбрал я для 13 симфонии «Страхи». Мне кажется, для моей симфонии «Страхи» больше всего подходят... После прочтения «Бабьего Яра» у меня появился некий ренессанс. И когда я стал читать Вашу книгу «Взмах руки» и решил продолжить работу, то меня прямо невозможно оторвать от бумаги. Давно уже у меня такого не было. И в больнице я без перерыва работаю... Но сегодня пришли Ваши стихи, и опять я во власти долга — долга, который мне необходимо выполнить — долга моей совести. В общем, за это спасибо Вам. Кстати, о совести... Мне кажется, что стоит посвятить несколько слов и совести. О ней позабыли. А вспомнить о ней необходимо. Совесть надо реабилитировать. Совесть надо восстановить во всех правах. Надо предоставить ей достойную жилплощадь в душах человеческих. Когда завершу 13 симфонию, буду кланяться Вам в ноги за то, что Вы помогли мне «отобразить» в музыке проблему совести.
8 июня 1962
Каждое утро вместо утренней молитвы я перечитываю, вернее произношу наизусть два стихотворения Евтушенко: «Сапоги» и «Карьера». «Сапоги» — совесть, «Карьера» — мораль. Нельзя лишаться совести. Потерять совесть — все потерять. И совесть надо внушать с самого раннего детства... Честь и слава Евтушенко, что он об этом напоминает, «морализует»... Добро, любовь, совесть — вот что самое дорогое в человеке. И отсутствие этого в музыке, литературе, живописи не спасают ни оригинальные звукосочетания, ни изысканные рифмы, ни яркий колорит.
29 октября 1965
Никита ХРУЩЕВ
Я люблю слушать песню товарища Евтушенко «Хотят ли русские войны», хотя там есть некоторая спорность. Но, в общем, и написано хорошо, и музыка хорошая.
17 декабря 1962
Корней ЧУКОВСКИЙ
Был Евтушенко... читал вдохновенные стихи... Читал так артистично, что я жалел, что вместе со мною нет еще десяти тысяч человек, которые блаженствовали бы вместе... Стихи такие убедительные, что было бы хорошо напечатать их на листовках и распространять их в тюрьмах, больницах и других учреждениях, где мучат и угнетают людей.
2 августа 1968
Говорит, что со времени нашего вторжения в Чехию его словно прорвало — он написал бездну стихов. Прочитал пять прекрасных стихотворений. Одно — о трех гнилых избах, где живут три старухи и старичок-брехунок. Перед этой картиной — изображение насквозь прогнившей Москвы — ее фальшивой и мерзостной жизни... Потом — о старухе, попавшей в валютный магазин и вообразившей, что она может купить за советские деньги самую роскошную снедь, что она уже вступила в коммунизм, а потом ее из коммунизма выгнали, ибо у нее не было сертификатов... Потом о войсках, захвативших Чехословакию. Поразительные стихи, и поразителен он... Большой человек большой судьбы...
2 ноября 1968
Александр МЕЖИРОВ
Как все должно было совпасть: голос, рост, артистизм для огромных аудиторий, маниакальные приступы трудоспособности, уменье расчетливо, а иногда и храбро рисковать, врожденная житейская мудрость, простодушие, нечто вроде апостольской болезни и, конечно же, незаурядный, очень сильный талант (...)
И в новой лирической поэзии роль Е. Евтушенко значительна и велика. Ему удалось, непреднамеренно, без умысла, корысти и расчета, возбудить к произрастанью какой-то неведомый доселе звук. А звук и есть сущность поэзии. В звуке и мировоззрение, и миросозерцание, в звуке — врожденный идеал и все сущее. Звук, тон, форма — судьба поэта, его вечность, современность, но только не злободневность, потому что последняя всегда бесформенна. (...)
Без Евтушенко новую русскую поэзию трудно представить. Невозможно. Евтушенко вообще практически повлиял на всех современных ему поэтов — не только младших, но иногда и старших.
1990
Андрей СИНЯВСКИЙ
К Евгению Евтушенко я отношусь с чувством глубокой благодарности за то многое, что он сделал для русских писателей, и для меня в частности.
1992
Булат ОКУДЖАВА
Евтушенко — это целая эпоха.
Эрнст НЕИЗВЕСТНЫЙ
Евгений Евтушенко — поэт. Это знают все. О себе как о человеке он лучше всех сказал сам: «Я разный. Я натруженный и праздный...» Однако как друг он всегда был верным и никогда не был «разным».
Приведу только три примера. На идеологическом судилище, где меня топтал Хрущев, он единственный отважно выступил в мою защиту. Его недоброжелатели говорили: «Ишь какой хитрый... знал, что это понравится Хрущеву». Зал был набит царедворцами и опытными интриганами. Но там были не только мои враги, но и мои друзья. Почему же ни один не выступил в мою защиту? Да просто-напросто не хватило смелости! А у Жени хватило.
Второй пример. В те времена меня никогда еще не выпускали за границу — я был глубоко невыездным. Он через Добрицу Чосича и Оскара Давичо, югославских писателей, добился того, что меня были вынуждены выпустить, и я поехал в Югославию благодаря его упорству.
Третье. Когда меня «выдворили» из СССР, моя мама хотела приехать ко мне и в течение 7 лет обивала пороги всех инстанций, брошенная всеми. Евтушенко вмешался, написал письмо Андропову, которое и решило мамину судьбу. Ей сейчас 94 года, и то, что она со мной, продлило ее жизнь, за что я благодарен Жене.
Евтушенко принадлежит к тем людям, которые при дилемме, что выбирать — зло или добро, всегда выбирают добро и умеют за него сражаться. В нашем холодном мире это — увы! — редкое качество. Спасибо за это, Женя.
1997
Евгений СИДОРОВ
В начале шестидесятых в Советском Союзе не было более популярного поэтического имени, чем имя Евгения Евтушенко.
Его слава была оглушительной. Она накрывала его с головой, подобно волне мощного прибоя, а брызги разлетались по всему миру, от Парижа до Нью-Йорка, от Токио до Гаваны.
Поэт олицетворял для многих молодой голос новой советской эпохи. Крах сталинизма вызвал к жизни ощущение весенней оттепели, демократизации, свободы творчества. Феномен Евтушенко не есть факт одной литературы. Это явление советского времени, его общественных процессов и противоречий, его атмосферы на переломе века.
Рядом взошли имена других знаменитых поэтов — Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Булата Окуджавы.
Их стали называть «шестидесятниками».
За плечами Евгения Александровича Евтушенко немало гражданских и художественных поступков.
Не забудем: именно Евтушенко принадлежит стихотворение «Наследники Сталина» (1962) — поэтический манифест антисталинизма шестидесятых.
Евтушенко написал знаменитое стихотворение «Бабий яр» — открытый протест против антисемитизма. Композитор Дм. Дм. Шостакович положил эти стихи на музыку в своей Тринадцатой симфонии.
Разлетевшиеся по радиостанциям мира строки: «Танки идут по Праге... Танки идут по правде...» — ответ поэта на вторжение советских войск в Чехословакию (1968).
Не забудем известное письмо Евтушенко, резко осуждающее высылку А. И. Солженицына из Советского Союза.
И многое другое, достойное и не подлежащее забвению.
Поэзия Евтушенко — зарифмованная кардиограмма сердцебиения страны. Его стихи, нередко теряющие в гармонии, цельности, эстетической оснащенности, выигрывают в актуальности, злободневности, атаке с ходу.
Евтушенко поэт очень русский, продолжающий демократические традиции некрасовской музы и ораторского стиля Маяковского. Он немало сделал в области формы, освежив рифму, особенно консонансную, привив стиху живую пластическую интонацию разговорной речи.
В свои «звездные» часы он был ярким выразителем общественных надежд и потому вправе сказать:
И голосом ломавшимся моим
ломавшееся время закричало...
Дидактика и риторика — постоянные спутники Евтушенко. Вот одна из причин его популярности. Ощущение читательской массы, быстрый нравоучительный отклик на ее запросы составляют самую сердцевину этого поэтического характера. Его стихи откровенно ждут резонанса в публике, без такого ответа поэзия Евтушенко вообще немыслима. Он зависим от мнения своих читателей и слушателей, без устали ищет их одобрения. Только им он верит.
Я писатель,
которого создал читатель.
И я создал читателя.
Долг мой хоть чем-то оплачен.
Пишет Евтушенко лихорадочно много. Чтобы добыть из вороха его строк действительно стоящее, требуется серьезная работа старателя, просеивающего песок в поисках драгоценно мелькнувшей детали, свежего образа, точной формулы. Но зато у Евтушенко есть слова, ставшие своими для целого поколения советских людей, мечтавших о социализме с человеческим лицом. (...)
Подумать только, в свои восемьдесят он продолжает собирать полные залы, внимающие его артистичной, эстрадной манере чтения собственных сочинений. Он по- прежнему не замечает времени, оно свободно течет сквозь него. («Нет лет!» — принципиальный девиз поэта.) И его слушают юные люди новой России и нового европейского и американского мира. Высокий и костистый, он напоминает мамонта из музея поэтической археологии.
В самом деле, Евгений Евтушенко давно стал преданием, фактом литературной и общественной истории. И в этом качестве он продолжает жить среди нас последним, усталым и неутомимым, романтическим трубадуром послесталинской эпохи.
Александр КУШНЕР
«Уважение к именам, освященным славою, не есть подлость (как осмелился кто-то напечатать), но первый признак ума просвещенного. Позорить их позволяется только ветреному невежеству, как некогда, по указу эфоров, одним хиосским жителям дозволено было пакостить всенародно», — сказал Пушкин.
Евгений Евтушенко — это не только стихи, это событие в жизни страны, пришедшееся, прежде всего, на шестидесятые годы. Этим я не хочу сказать, что он остался там, в шестидесятых, нет, конечно. Но, говоря о шестидесятых, о великих переменах, произошедших тогда, после 1953 года, который был переломной вехой в нашей истории, мы всегда назовем имя поэта Евгения Евтушенко. И он, кстати сказать, один из немногих, кто во времена СССР вернул России ее имя:
...И любил я Россию
всею кровью, хребтом,
ее реки в разливе
и когда подо льдом,
дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков...
Заметим, что этот двухстопный анапест перекликается с пастернаковской «Вакханалией»: «А на улице вьюга, / Всё смешалось в одно...». И Бродский, между прочим, тоже был заворожён этой мелодией: «Ни страны, ни погоста / Не хочу выбирать...». Это не заимствование, — это перекличка, стихи вырастают не на голом месте, поэт говорит своим голосом, но опирается на предшественников.
Некоторые наши молодые «хиосские жители» смотрят сегодня свысока на Евтушенко и многих других, имевших счастье и горе родиться задолго до появления их, нынешних, на свет. Увидеть бы, что останется от их поэзии лет через пятьдесят.
А восьмидесятилетний Евтушенко и сегодня пишет стихи, среди которых есть прекрасные. Вот лишь один пример:
Меня, конечно, радостью покачивало,
когда в какой-то очень давний год
я получал в Тоскане премию Боккаччио,
но ощутил — вина меня гнетет.
Не проступили на руках ожоги,
не понимал я, что беру чужое,
я сбился вдруг. Меня все поджидали,
и я заговорил о Мандельштаме.
Ведь нечто видел он поверх голов,
Нас, агнцев, на плечах таская,
«от молодых еще воронежских холмов
К всечеловеческим, яснеющим в Тоскане...»
Так пусть же, получив премию «Поэт», Евгений Евтушенко вины не чувствует: он заслужил эту премию, он берет свое, а не чужое!
2013
|